- Варим? - Варим!

01.05.2016

 

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ:

 

- «Каждый кто пересек границу котла, стал моим другом товарищем и братом. А раз уж это мой брат, ему не нужно ничего доказывать, ему не нужно мстить, стараться быть выше него, не нужно поддаваться. Брата нужно научить и самому у него научиться».

 

- Кашевара вне зависимости от возраста, отношения к нему, нужно слушать и делать то, что он говорит.

 

- Все упражнения начинаются с вопроса Кашевара: «ВАРИМ?», на что Котел отвечает: «ВАРИМ!». Шаг правой ногой с криком: «ЭЭХХ», и только потом начинается упражнение.

 

- По окончании упражнения Кашевар объявляет «СТОП» или «НЕДОТРОГА» (упражнение при котором нужно ходить в Ядре, при этом стараясь никого не касаться, обходить друг друга). После чего следует команда «В КРУГ». Очень важно, чтобы после объявления Кашеваром какой-либо команды все участники Вара повторили эту команду громко и четко.

 

- Править нагайкой могут только те, у кого есть Право. Право передается на Правке, когда Казак, понимая свою греховность перед Братами, сам просит всыпать ему несколько ударов нагайкой для исправления.

 

Казачий вар - Речь пойдет о «Казачьем Котле», по-другому называемом «Казачий Вар», просто «Вар» или «Свара». Не стоило бы даже пачкать бумагу, если бы в нем не было той изюминки, что объединяет Казаков и подводит их к самоорганизации («Котел» является мощной единящей силой для нашего народа). «Казачий Вар» – это основа науки, называемой сегодня «Казачий Спас», вобравшей в себя духовные, культурные и воинские традиции. В данной статье освятим это явление лишь в разрезе старинной казачьей забавы ««Вар».

Было бы совершенно непонятно и неинтересно писать об этом сухим и мертвым академическим языком с использованием емких понятий и терминов, совершенно чуждых русскому языку и образному мышлению. В связи с чем, попытаюсь оградиться от него, насколько это возможно.

Имеющая место в жизни и воспитании Казаков, данная забава, по сути, является одним из старинных и почти забытых самобытных способов коллективного обучения навыкам боя и взаимодействия в нем.

Данная методика мало кому известна из специалистов по ряду причин:

- «Вар» как методика тяжело описуема в обычном понимании линейной логики;

- методика носит групповой характер в виде «игрища» (выражаясь современным языком игротехники) по уговорным правилам и ограничениям, где занимающийся (варящийся) наряду с навыками боя получает навыки взаимодействия в нем;

- качество «Вара» и его характер задается и зависит напрямую от Водящего Кашевара (Кошевого), а именно: от его умения завести скоп (толпу) и удержать его под контролем. Первое, что передает дядька (наставник, тренер) – это характер. Это, безусловно, отражается на всем коллективе, выравнивая межличностные отношения.

 

Таким образом, сам коллективный подход в обучении через игру не только дает возможность технического обучения по средствам прямой передачи опыта от старших к младшим, но и способствует активному формированию нравственной и духовной среды. А вот отсюда и начинались Казачье равенство, равноправие, дружба, взаимовыручка и вырастала большая семья Кашеваров или Кошевых Казаков.

 

 

«Вар» как игра является достаточно эмоционально насыщенной средой, что дает возможность более качественного обучения участников, передаче приобретенного опыта боя и взаимодействия, его переосмысление, а также развитие смекалки и других качеств. Забава достаточно насыщенна разговорной речью, емкими замечаниями и шутками, что дает ее участникам более раскрепощенно действовать в «Варе», способствуя становлению специфической манеры ведения боя. Таким образом, боевые навыки естественным для Казака образом закреплялись в его сознании. В «Котел» допускали с самого раннего детства (с 3-х лет) и вплоть до глубокой старости. Отец стоял бок обок с сыном, а внук плечом к плечу с дедом. Вот такие-то дела, вот вам и родовая сила….

 

 

Котел. Все действия «Казачьего Вара» проходят в котле. Котел представляет из себя начерченные на земле несколько кругов. Граница самого большого круга (то есть самая большая площадь) называется «Околица». Следующая граница круга поменьше называется «Середа». Граница самого малого круга называется «Ядро», в нем, как правило, проходят самые жаркие события. В «Ядре» обычно чертится крест и уже само перекрестие называется пятак. Крест для любого Казака – это святое. Поэтому вести себя в Котле нужно с особым, благоговейным смирением. Расстояние, например, между Околицей и Середой называется «Тропа». Кашевар может обозначить границы, в которых выполняется данное задание. Например, он может сказать: «Работаем в Ядре». То есть упражнение выполняется только в Ядре, а тот, кто выйдет за пределы Ядра правится (отжимается, приседает, получает нагайку). Не забываем, что одна нога не варит. 

 

 

Хоровод.

Первое с чего обычно начинается - это Хоровод. Хоровод - это идеальный способ объединить людей и собрать их внимание. Хоровод всегда сопровождается криками, шутками и активными действиями. Все это нужно для того, чтобы внутри у каждого отпустило. Дело в том, что у каждого из нас натянута струна, которая держит и привязывает нас к определенному образу поведения. А как только мы начинаем движение в хороводе, эта струнка отпускается, и мы чувствуем себя естественно и свободно. Кашевар запускает движение по кругу, сопровождая его криками и шутками. Задор задается голосом самих участников благодаря крику. Слаженному, ритмичному выкрику "Гэть". Кашевар должен следить за тем, чтобы каждый открыл горло и по максимуму выпустил звук наружу. Горло-ворота души. 

     Поэтому-то в песне раскрывается душа. После этого можно качественно взаимодействовать с коллективом. Почувствовать их отзывчивость, так сказать, обратную связь.

     Хоровод сходится, расходится, вновь кружится сходится. Кашевар задает дополнительный задор и поджигает скоп голосом, шутками, мимикой и внутренним огнем.

     Требует от коллектива максимальной отдачи, скорости и воодушевления. Как? Да своим личным примером, вот как. Кашевар - зеркало коллектива, а скоп - зеркало Кашевара. Каков характер Кашевара, таков характер Вара.

     Хоровод плавно перетекает в борьбу. Первая борцовская игра - "Все на пятак".

 

     "Все на пятак"

     Здесь выпускается первый пар, разгоняется кровь по жилам, разогреваются мышцы и суставы.

     Работает все тело, каждая мышца. Это отличная игра или упражнение перед началом Вара.

     «Все на пятак» - задача каждого прорваться на пятак (перекрестие в центре Котла), занять оборону и никого туда не пустить. Простоять нужно минимум 3 секунды. Тот, кому удалось занять пятак, даёт громкий счет раз, два, три.

     Кашевар должен добиться в этом упражнении максимальной отдачи и целеустремления. Задор должен присутствовать всегда. Данное упражнение, как и все последующие можно повторять не более 2 раз.

 

"Выталкивание из ядра.

     Вот это уже посложнее. Требует от личного состава больших физических сил и большей внимательности. Здесь уже есть фактор травматизма. Именно здесь проявляются первые «зверьки».

     Во избежание травм, подрыва работы и раскола коллектива, принимается уговор. Перед началом этого упражнения Кашевар должен озвучить договор. Который звучит так - «Каждый кто пересек границу котла, стал моим другом товарищем и братом. А раз уж это мой брат, ему не нужно ничего доказывать, ему не нужно мстить, стараться быть выше него, не нужно поддаваться. Брата нужно научить и самому у него научиться».

     Затем нужно добиться принятия уговора, это должен быть слаженный четкий ответ всего скопа - Договорились, либо - Уговорились, либо - Уварились.

     Ежели есть несогласные - они немедля исключаются из Котла.

     После увара можно начинать упражнение.

     Все забегают в ядро и начинают выталкивать друг друга. Можно все, но только нельзя, хватать за одежду и наносить удары. Тот, кто выбыл из ядра, правиться (бегает, приседает, отжимается.) Не стоит, забывает о том, что одна нога не Варит (за круг разрешено заступать одной ногой).

     И самое главное перед началом этого упражнения добавляется боевой клич Атамана - ВА-А-А-РИМ??? Крик Кашевара должен возжигать сердца Казаков и побуждать их к действию. Крик рождает ярость. Слово Вар - рождает стихию боя - рождает действие

 

Не случайно немцы и англичане взяли у нас эти слова.

Krieg-[криг]- война.

War-[во]-война.

Для них война, а для нас забава...

 

    Кашевар спрашивает: «Варим»??? Скоп отвечает - Варим! Все дружно поднимают правую ногу - э-э-ЭХ! И с постановкой ноги начинается движение.

 

"Казаки в окружении"

     Переходим к коллективным действиям. Эта игра не только разогревает и подготавливает к ударным забавам, но и сплачивает коллектив. Здесь скопу дается первая возможность действовать сообща. Объединить усилия для решения поставленной цели.

     Именно после этого упражнения резко меняется настроение и взаимоотношение в положительную сторону. «Совместный труд объединяет». Из всего скопа выбираются самые крупные - Они будут Казаками. В соотношении 1 / 7. Получается на 30 человек 4 Казака. Казаки заходят в ядро, становятся спина к спине и берутся под локотки. Получается монолитная конструкция.

     Все остальные играют за Бандитов (турок, ляхов, янычар и т.д). Бандиты берутся за руки и максимально растягиваются во все стороны.

     Задача бандитов вытащить Казаков за пределы Котла(за околицу). Время игры ограниченно, всего 20сек. об этом нужно предупредить участников и потребовать от них максимальной отдачи. Если по истечении установленного времени хотя бы один Казак останется в Котле - Казаки победили. Не забывайте, одна нога не варит.

     Ежели через 20 сек. Котел останется пуст - победили бандита.

     Проигравшая сторона правится приседанием, в братском хвате.

 

 

"Удары".

    Виды и вариантов исполнения ударных техник множество: кулаки, ладони, локти, ноги. степень сложности зависит от коллектива, от его опыта. Для первого занятия хорошо подойдет старая забава "Ожига", или "Бой на ладушки".

 

"Бой на ладушки" или "Ожига".

     Традиционно Ожига проводилась с голым торсом. Задача очень проста - драться ладонями. Бить можно куда угодно кроме головы. Причем нужно не просто ударить, а ожечь, ожечь так чтобы осталось красное пятно.

     Удар должен быть быстрым и хлёстким, как плеть. Котел и свара дают человеку возможность научиться бить из любого положения. Максимально быстро реагировать на опасность и контратаковать. Именно здесь и ставится первоначальная база.

     С простой и на первый взгляд детской забавы, начинается настоящий Казачий рукопашный бой.

 

 

"Ладушки по голове".

     У всех участников ладошки лежат на голове. Защищают её. Задача та же что и в первом упражнении, но бить можно только по голове сверху. Сверху открытой ладонью. Не убивая, а научая товарища. Ожигая его, приводим его в чувства и открываем видение.

 

"На кулачки".

    Вот теперь после «Ожиги», можно перейти к вещам посерьезнее. На кулаки! Ладонь ладонью, а кулаки поинтереснее и поопаснее. После кулаков человек начинает понимать, что здесь не шутят!  На кулаках темп наращивается медленно, для того чтобы качественно повариться и при этом не покалечиться. Традиционно темп наращивался гармонью, балалайкой или бубенцами. 

     Все упражнения проходят достаточно в быстром темпе. Для того чтобы они не были скучны, кашевар дает на их выполнение от 20 до 40 секунд. За это время от группы требуется максимальная отдача. Это как раз и дарит участникам хорошее настроение, поднятие моральных и физических сил.

После активных действий, сопряженных с ударной техникой, можно переходить к кульминации.

 

 

 

"Рубка".

    Завершаем забаву, традиционной Казачьей рубкой. Рубка всегда проводится с голым торсом. Ежели мороз через чур велик, можно остаться в майках. Весь смысл упражнения в том, что через плеть или ремень происходит правка души. У человека уходит все лишнее, и он становится чист от условностей и предрассудков. Именно плеть вытаскивает из человека дух. Вытаскивает крик. Крик открывает ворота души. Зажигает свет в сердцах. Пробуждает желание жить!

    В связи с этим рубка проводится только с голым торсом!

    Работа осуществляется  по пространству всего Котла.

    В современности для рубки мы используем текстильные ремни.

    Все берутся за руки и максимально растягиваются. Максимально, так чтобы появились внутренние натяги. Растянувшись, человек получает силу и приток крови к мышцам. Атаман зажигается внутренним светом. Спрашивает:

- Кто здесь «Казаки?

- Мы!!!

Вовсю кричит:

- «Не слышу! Кто здесь Казаки?

- Мы!!!

Атаман раскидывает руки в стороны и сжимает их в кулаки со словами:

- Ну что ,Братцы, - ВА-А-А-А-РИМ???!!!

В этот момент идет прямая передача дара. Дар этот называется Атаманский Характер и Казачий Дух. Скоп отвечает "ВА-А-А-АРИМ!!!"С душой «нараспашку» бегут в Котел, и начинается Рубка.

     Не долго, всего 20 сек. И так 2 раза не более.

     Ежели есть раненые - следует незамедлительная правка. 

 

 

Итоги

 Может сложиться впечатление, что " Казачий Вар" - это игра, да и только, в этом виноваты наше сегодняшнее мышление и ложные стереотипы. Мы привыкли видеть в боевых искусствах напряженные лица, мускулистых мужчин, кровь, ринг и страсти проигрыша.

     В Русской и Казачьей традиции все немного по-другому. Вся тренировка происходила в повседневной жизни, в труде, танцах и забавах. И подросток (хлопец), прошедший такую школу с малых лет, вырастал достаточно серьезным воином, которому стоило немного подкорректировать движения, и можно было смело идти в бой.

     Занятия по "Казачьему Вару", безусловно, можно проводить в жесткой тренировочной форме. Но не с первых занятий. Представь: группа из тридцати человек с настоящими, острыми ножами. Они еще и представления не имеют о самоконтроле, о пространственном восприятии, как "за други своя". Представьте результат: либо "Вар вообще не получится, либо семьдесят процентов группы будут тяжело ранены.

     Ко всему нужно подходить осознанно и постепенно. А тем, кто хочет попробовать себя на прочность, просто поучаствуйте в "Котле", и все станет на свои места. Даже в забаве, без грамотного кашевара, можно получить серьезные травмы.

     Сама изюминка методики, которая называется "Казачий Вар", даже не в том, что она хорошо подготавливает воина, даже не в том, что здесь можно чему-то научиться практически, сама ее изюминка, именно в методике, в методологическом подходе. Я сейчас говорю о форме преподавания, о форме обучения и о форме преподнесения.

 В завершении хочу сказать о дружбе и взаимовыручке. Работы в парах, в тройках как нельзя лучше отражают суть Казачьей Науки, поэтому ими пренебрегать никак нельзя. Работы "за други своя" учат дружбе и подводят человека к пониманию сути "Казачьей Лавы". А уж если "Казачья Лава" в бою, то победа всегда за Казаками!"И кто бы не говорил, помни: один в поле не воин. Никакого одиночного "Казачьего Спаса" быть не может! Один человек может иметь знания и навыки. Но владеть "Казачьим Спасом" один человек не может.

 

С использованием информации сайта http://kazakvar.ru/index.php, группы https://vk.com/kazakvar, книги Егора Сиркова «Казачья Наука»  статью подготовил казак ХКО «Русское» Талалаев Алексей.

Календарь новостей
<< Апрель 2024 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
12345

Посмотреть все новости




Создание сайтов